ПСКОВ / История / Довмонтов город
ЦЕРКОВЬ ПОКРОВА. РОСПИСИ ЮГО-ЗАПАДНОЙ ЧАСТИ  
  ВСЕ ТЕМЫ

Святая мученица На западной грани северо-западного столба росписи сохранились лучше и позволяют установить содержание фрески.

В центре композиции художник изобразил стоящего в рост воина, одетого в пластинчатый доспех, поверх которого накинут плащ, завязанный на груди узлом. Фигура воина повернута в три четверти вправо, где в верхнем углу композиции изображена благословляющая рука ("десница божья"). Руки воина сложены в молении. Слева от воина, как бы за его спиной, ХУдожник поместил фигуру старца в три четверти к благословляющей "деснице" и также со сложенными в молении руками. Фигуру старца мастер изобразил значительно меньшего роста, размером подчиняя ее (по смыслу повествования) основному изображению. Воина художник наделил нимбом, старец лишен атрибута святости. Отмеченные особенности трактовки сюжета дают основание видеть в изображенных господина и слугу. Предлагаемое прочтение композиции позволяет предположить в воине правителя Ираклии понтийской - Федора Стратилата, а в старце - его слугу Уара, иттсца, который описал гибель своего господина.

В верхней левой части фрески на синем фоне просматриваются отдельные буквы не менее чем от трех строчек надписи.

Из-за больших утрат красочного слоя, по которому шла надпись, восстановить текст не удается.

Несмотря на то, что композиция в целом читается легко, фреска оказалась в тяжелом состоянии. Вся поверхность ее была покрыта частой сеткой сквозных трещин, часть живописи, главным образом в нижней половине, осыпалась вместе с отслоившейся штукатуркой, часть полностью отделилась от кладки столба и грозила обрушением при первом неосторожном прикосновении к ней. Заведующей лабораторией реставрации монументальттой живописи Е. Г. Шейниной и реставратору этой же лаборатории Е. С. Калмыковой пришлось приложить много старания, чтобы удержать фреску стене и затем, после первичного укрепления, снять со стены без возможных потерь.

Открывшаяся композиция исполнена, в основном, в красно-коричневых и сине-голубых тонах, и только невысокий позем да виднеющаяся из-под плаща старца одежда были окрашены в коричневато-желтый тон. Красно-коричневой охрой, в разной степени разбеленной, мастер окрасил плащи изображенных персонажей, штаны, сапоги, наручи, пластины доспеха воина. Темно красно-коричневым, почти бордовым, художник исполнил нимб, лики, руки, "десницу" и ноги старца. Этой же краской, но более темной, мастер дал тени в складках одежд, брови, очертания глаз, носа, губ, подбородка и пряди волос. Серо-голубой краской сделаны высветления на складках одежд, на пластинах доспеха воина, а также оживки па ликах и руках изображенных, седина старца. Голубой краской художник исполнил видневшиеся из-под доспеха подол рубахи и рукава, пояс на доспехе и узор на голенищах сапог. Фон композиции синий, плохо сохранившийся. В местах утрат он имел серо-голубоватый топ. Замыкает росписи этой грани столба изображение плата, выполненного в той же манере, что и на западном участке южной стены. Его отличают лишь внесенные в орнаментику ткани геометрические фигуры в виде коротких пересекающихся линий, расстояния между концами которых заполнены на угол сходящимися прямыми черточками.

На северной грани этого же северо-западного столба помещалась фигура мученика, изображенная художником стоящей фронтально в рост. В согнутой правой руке, прижатой к груди, святой держит крест. Левая, также согнутая в локте, обращена ладонью к зрителю. Фреска сохранилась не полностью. Лик святого и большая часть нимба,

Изображение исполнено в той же красочной гамме, что и композиция с воином на западной грани столба. Лик и руки святого первоначально были прокрыты светлой красновато-коричневой охрой, затем поверх нее темной красно-коричневой краской. Темной красно-коричневой, почти бордовой, мастер сделал притенения па лике и руках. Одежды святого окрашены в красно-коричневые топа с темно-коричневыми до бордового тенями в складках и с серо-голубыми высветлениями. Святой изображен на синем фоне, проложенном, по-видимому, по серой рефти. Позем, судя по собранным у столба обломкам фрески, был желто-коричневый. На самой фреске синяя краска фона и желто-корлчиевая - позема - оказались осыпавшимися, из-за чего фон смотрится как серо-голубой, а позем - теплым серым. Ограничивавшие фреску разделительные полосы были окрашены в красно-коричневый цвет.

Изображение плата на этой грани подкупольного столба выполнено в манере, общей для западной части храма. Его отличает только отсутствие на складках завесы характерного для ЭТИХ платов рисунка. Впрочем, остатки близкого по исполнению рисунка едва различаются между пучками расходящихся складок на изображенной ткани.

Той же палитрой красок пользовались мастера в решении живописного убранства западной стены четверика. Здесь удалось зафиксировать остатки трех регистров росписей. Верхний представлен сохранившимися нижними частями двух фигур, расположенных по обе стороны выхода из храма. Обе фигуры, судя по остаткам изображений, одеты в богатые светские одежды, украшенные жемчугом. В лучшей сохранности дошло до нас изображение фигуры, помещенной к северу от выхода. В се одеждах можно различить плащ, украшенный жемчугом, и расшитую по подолу жемчугом нижнюю одежду, перехваченную широким а также богато украшенным жемчугом поясом. На ногах сапоги с острыми носами на мягкой подошве. Судя по рисунку и по сохранившимся частям фигур, изображенные повернуты в три четверти лицом к выходу. Кто изображен на фресках - сказать трудно. Можно лишь предполагать, что это ктиторы.

В настенных росписях и мозаиках церквей изображения ктиторов известны уже с VI в.-например, в мозаике апсиды церкви Сан Витоле в Ровепе (первая половина VI в.), в базилике св. Дмитрия в Солопиках. Они присутствуют в настенных росписях храмов южнославянских земель и прежде всего на территории Сербии, где мы их знаем в церкви Михаила и Сетону (XI в.), св. Ахилья в Арилье (1296), Архангелов Михаила и Гавриила в Лесиово (1341), Богородицы и Студеници (1234) и др. Изображения ктиторов известны и в русских средневековых стенописях. Мы имеем в виду росписи церкви Спаса на Нередице (около 1246), Усиепня па Молотовом поле (XIV в.) и вот теперь, по-видимому, в церкви Покрова пресвятой Богородицы. Если в известных нам росписях ктиторы представлены либо правителями земель, либо главами церковных епархий, то определение возможных лиц на фресках раскопанного храма представляется задачей, которую решить однозначно невозможно.

Лик святого
Лик ангела
Чудо о слепых
Лик святого
Трубящий ангел

Время строительства церкви Покрова, как известно, падает на годы, когда Псков управлялся своими посадниками. И. только тогда, когда нужно было организовать военные походы, город приглашал к себе изборского князя Евстафия (летописный Астафий). Наиболее значимыми фигурами в этот период в городе были упоминаемые летописями посадник Иван и уже названный нами изборский князь. Вполне возможно, что именно им принадлежала инициатива строительства нашего храма. КстаТИ Сказать, в моровое поветрие 1360 г. князь Евстафий погиб и был похоронен в Пскове в Троицком соборе, что свидетельствует о его тесных связях с городом.

Обе фигуры исполнены в холодных красно-коричневых тонах. Высветления на складках одежд и украшавший одежды жемчуг выполнены серо-голубой краской. Тени в складках окрашены в холодные темно-коричневые до фиолетового тона. Под изображениями фигур, как мы предполагаем, ктиторов, размещены фрески следующего регистра. На одной из них, расположенной к югу от входа, представлена сцена, в правой части которой художник поместил стоящего в рост святого, в три четверти повернутого влево. Обнаженная правая рука его согнута в локте и занесена к голове. Скрывавший руку широкий рукав свободными складками сполз к плечу и покрыт перекинутыми через руку одеждами. Левая рука святого также согнута в локте кистью влево. Голова святого обращена лицом к верхнему левому углу ком позиции, где в полукружии сферы помещено поколённое изображение Иисуса Христа с поднятой в благословении правой рукой. Под изображением Христа на синем фоне просматривается многострочная надпись, выполненная густо разведенной серо-голубой краской. Часть букв в строчках отслоилась, и их прочесть не представляется возможным. В некоторых строках утрачены отдельные буквы или части их. Отдельные слова надписи читаются легко ("пророк", "поведать", "именем") .

Фигура святого и изображение Христа выполнены художником в холодных красно-коричневых тонах с темно-коричневыми притенениями на ликах, с такими же темно-коричневыми тенями в складках одежд. Высветления и оживки на одеждах, на лике святого его руках выполнены серо-голубой краской. Ею же сделана обводка нимбов и полусферы.

Невозможно прочесть на фреске текст, который мог бы помочь в идентификации изображенного святого, мы можем лишь предположить в нем пророка Иеремию. Подобная композиция, где изображен стоящий в рост пророк, обращенный лицом к полусфере, с помещенным в ней поясным изображением Иисуса Христа, известна в миниатюре из Толкований па пророков в Флорентийской Лауренциане датируемой поздним Х --ранним XI в.

К северу от входа, под фигурой предполагаемого ктитора и на остальном участке западной стены храма художник разместил изображения святых мучениц. Ближайшая к входу святая изображена стоящей в рост. Правая ее рука, согнутая в локте, поднята вверх, левая, слегка согнутая отведена вниз. Нижняя часть изображения, сильно раздробленная, с большим количеством выпадении штукатурки с живописью, не позволила, в процессе ее раскрытия, уверенно прочесть композицию. Судя по сохранившимся остаткам, особенно по расположению рук и наклону головы, на раскрытой фреске изображена святая мученица, в правой руке которой был изображен не дошедший до нас крест. На сохранившихся фрагментах живописи у левой ноги святой как будто бы угадывается фигурка ребенка, головы которого касается левой рукой святая. Если мы правильно увидели, то на рассматриваемой фреске изображены Кирик и Улита.

Фреска исполнена в холодных красно-коричневых тонах, в разной степени разбеленных серо-голубой краской. Только лик, нимб и руки святой мастер прокрыл холодным красно-коричневым тоном. Темно-коричневой краской он дал притенения на лике и руках, обвел разрез глаз, брови, нос и губы. Серо-голубой краской им исполнены высветления на складках одежд, оживки на лице и руках. Фон вокруг фигуры, по-видимому, также был синим, но краска эта, как и на других фресках, осыпалась, унеся с собой крест, изображенный в руке святой. Под осыпавшейся синей краской открылась подстилавшая ее серая рефть, получившая от соприкосновения с синей краской голубоватый оттенок.

На фреске, по всей вероятности, был изображен позем желтовато-коричневого цвета. На это указывает теплый серый цвет подстилавшего позем левкаса.

В такой же цветовой гамме были исполнены расположенные к северу от рассмотренной фрески изображения еще четырех стоящих в рост святых мучениц, соединенных попарно в самостоятельные группы, отделенные друг от друга разделительной полосой и дневным швом. Ближайшую к выходу группу составляли две женские фигуры, поставленные художником фронтально. Они наделены нимбами и мученическими крестами. Правая (от зрителя) фигура изображена в богатых расшитых жемчугом и каменьями царских одеждах, украшенных лором. Поверх одежд на святой накинут плащ, на голове корона, также украшенная каменьями и жемчугом. В правой согнутой в локте руке изысканных форм крест. Согнутая левая рука святой обращена ладонью к зрителю.

Одежды святых выполнены в красно-коричневых тонах, в разной степени разбеленных серо-голубой краской, в зависимости от прокладываемых светотеней на ткани. Плащ правой фигуры был подцвечен желтой охрой. Серо-голубой краской изображены жемчуг на одеждах (оплечье и подол) и на короне, а также высветления наиболее выступающих частей одежд и складок. Руки и лик святой

Читать дальше...



ПСКОВ ОФИЦИАЛЬНЫЙ

ПСКОВУ - 1100

ГЕОГРАФИЯ

ПРИРОДА

ИСТОРИЯ


КУЛЬТУРА

ТУРИЗМ

ИНВЕСТИЦИИ

РГО








ПСКОВ / История / Довмонтов город