ПСКОВ / Культура / Довмонтов город
ЦЕРКОВЬ ПОКРОВА. РОСПИСИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АПИСДЫ  
  ВСЕ ТЕМЫ

Плат На южной стенке ниши помещено изображение также стоящего фронтально в рост святого старца с большим лбом и очень длинной бородой. Старец облачен в темно-коричневую с черным в тенях схиму. Его правая рука обнаженной кистью лежит на груди, кончики пальцев ее касаются бороды. Левая рука прикрыта одеждами. Нимб окрашен в тот же желто-коричневый цвет и также обведен серо-голубой линией. Святой изображен на темно-фиолетовом фоне.

На восточной стене диаконника, над нишей, штукатурка почти полностью утрачена, вместе с нею утрачен и красочный слой, и только у юго-восточного угла помещения сохранилась штукатурка с остатками росписи позволяющими судить о живописном убранстве этой части интерьера. Сохранившийся фрагмент росписи представлен частью растительного орнамента, некогда покрывавшего стену над нишей. Подобным орнаментом была занята плоскость шадпой стены диаконника над аркой прохода в трансепт. Часть орнаментального мотива сохранилась на ней у линии примыкания стены к подкупольному столбу. Орнаменты исполнены мастером по серо-голубому фону красно-коричневой охрой без предварительной графьи.

На северной стене диаконника, над проходом в его в алтарную часть центрального нефа, сохранились остатки поясного изображения святого. Его нимб, лик и часть фигуры утрачены в древности в связи с происшедшим в этом месте арки прохода разрывом кладки, что повлекло за собой отслоение штукатурки с росписью. Утрата штукатурного слоя с росписью тогда же была восполнена слоем известкового раствора. Судя по сохранившимся остаткам изображения, хитон на святом был коричнево-зеленоватого цвета, в складках темно-коричневый с серо-голубыми высветлениями. Фон вокруг изображения был серо-фиолетовый, позем - желто-коричневый.

Росписи в нише, расположенной в южной стене диаконника, восстановить представляется возможным. Незначительные по величине фрагменты штукатурки с красочным слоем, сохранившимся на ее стенах, несли на себе остатки фиолетового фона. Это позволяет предположить, что здесь, как и в восточной нише, были размещены изображения святых. Разборка каменной закладки оконного проема в южной стенке ниши дала возможность открыть и снять остатки росписей на восточном откосе. Они представлены фрагментарно сохранившимся растительным орнаментом, исполненным черным цветом. Орнамент ограничен неширокой, такой же черной линией вдоль внутренней границы оконного проема. По краю проема прослеживались остатки красно-коричневой краски от обрамлявшей окно широкой полосы обводки. Остатки подобного орнамента, выполненного той же краской, зафиксированы на западном откосе окна. В проходе из диаконника в трансепт живопись обнаружена и на северной, и на южной стенах. На северной стене прохода (она же южная грань юго-восточного подкупольного столба) помещено изображение святого в рост с мученическим крестом в согнутой в локте правой руке. Фреска сохранилась не полностью. Утраченными оказались верхние части нимба и головы святого, изображенных художником на северном склоне арки, а также нижние части изображения. Верхние части нимба и изображения головы в фрагментах были собраны во время раскопок в завале строительного мусора в проходе, что указывает на разрушение фрески в процессе засыпки храма насыпью бастиона в 1701 г. Нижние части изображения были утрачены в древности и возмещены тогда же слоем вычинки.

Надпись на нижнем откосе восточного окна диаконника
Рука молодого епископа
Плат
Росписи диаконника
Патриарх Константинопольский

Судя по раскрытым остаткам, святой был изображен в фас, на нем красно-коричневый плащ, застегнутый у правого плеча. Высветления на складках плаща серо-голубые, в тенях темно-коричневые с зеленоватым. Под плащом святого серо-голубая, перехваченная поясом рубаха. Оплечье на рубахе и наручи орнаментированы выполненным желтой охрой рисунком, имитирующим золотое шитье. Складки на рубахе темно-сиреневые. Общая разделка складок на одеждах святого поражает своей живописностью

На южной стене прохода также помещено изображение фигуры святого в рост. Фреска сильно фрагментирована. До нас дошли изображения части одежд и кисть руки святого. Одежды святого исполнены коричневыми тонами, пробела - серо-голубыми, рука - желто-коричневым разбеленным. Краски на руке наложены пастозно, по-видимому, уже по подсохшей штукатурке, и местами осыпались.

Читать дальше...



ПСКОВ ОФИЦИАЛЬНЫЙ

ПСКОВУ - 1100

ГЕОГРАФИЯ

ПРИРОДА

ИСТОРИЯ

КУЛЬТУРА


ТУРИЗМ

ИНВЕСТИЦИИ

РГО








ПСКОВ / Культура / Довмонтов город