ПСКОВ / Культура / Довмонтов город
ЦЕРКОВЬ ПОКРОВА. РОСПИСИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АПИСДЫ  
  ВСЕ ТЕМЫ

Неизвестный святой На северной и южной стенах примыкающей к апсиде части центрального нефа были раскрыты фрагментированные остатки росписей регистра, соответствующего композиции "Евхаристия", а расположенные под ними изображения, составляли вместе с композицией "Поклонение жертве" единый ряд.

На южной стене в одном регистре с "Евхаристией" были размещены три поясных изображения святых. Одно из них, наиболее сохранившееся, находилось в непосредственной близости к алтарному полукружию, другое - над проходом в диаконник, третье - на обращенной к алтарю стене юго-восточного подкупольного столба. Два из перечисленных изображений дошли до нас фрагментарно. Большую часть их унесла с собой осыпавшаяся еще в древности штукатурка. Происшедшая утрата тогда же, в древности, была восполнена вычинкой из известкового раствора. В наиболее полном виде фреска представлена поясным изображением неизвестного святого с мученическим крестом в правой руке. Судя по изображению правой руки, держащей такой же мученический крест, средняя полуфигура также была представлена снятым мучеником. Кто был изображен на стене подкупольного столба, сказать трудно, так как от его полу фигуры дошли лишь остатки нижних частей одежды святого. Обычно изображения мучеников размещались в росписях храмов на склонах подпружных арок. В декорациях церкви Покрова их изображения вынесены в алтарную часть, что лишь усиливало господствовавшую в средневековой теологии мысль о том, что "подвиги" пострадавших за православную веру являются "основой незыблемости могущественной земной церкви".

Дошедшие до нас персонажи исполнены желто-коричневой охрой с пробелами и высветвлениями, сделанными серо-голубой краской с темно-коричневыми тенями в складках одежд. Этим же темно-коричневым цветом мастер выполнил опись одежд, головы, рук, подчеркнул пряди волос, брови и очертания глаз и носа, проявив при этом тонкое чутье живописца II незаурядный талант рисовальщика. Серо-голубой краской мастер нанес оживки на лице, руке, седину на голове и бороде. Такой же краской был обведен нимб.

Фоном для изображения мучеников мастер избрал тот же фиолетовый цвет, а для позема - ту же коричневато-желтую охру, что и в композиции "Евхаристия".

На северной стене, в этом же регистре, на аналогичных местах были также размещены поясные изображения святых. Их, как и на южной стене, по-видимому, было три. Одно, как это можно предположить, находилось над проходом из алтаря

в жертвенник и было утрачено в древности, па что указывают сохранившиеся здесь остатки небольших участков штукатурки, покрытой фиолетовым цветом фона, принятого для этой части храма. Само изображение исчезло вместе с обрушившейся в древности штукатуркой и было заменено слоем известковой вычинки, произведенной тогда же.

От второго изображения, находившегося на подкупольном столбе, прослежены правое плечо и фрагмент нимба, рука и часть фигуры в коричневато-зеленых одеждах. Наиболее сохранившееся, ближайшее к апсиде изображение представлено полу фигурой старца в белых одеждах и омофоре, на котором изображены равноконечные кресты. В правой руке святого книга, украшенная крестом. Верхняя часть лица старца утрачена. Видны лишь часть левой щеки и клинышек бородки. Нимбы у святых коричневато-желтые с серо-голубой обводкой. Фоны, как и у всего регистра, фиолетовые, поземы - желто-коричневые. У правого плеча старца с книгой, на фиолетовом фоне обнаружились остатки надписи.

По-видимому, начальные строчки надписи погибли вместе с обрушившимися частями росписей в древности, так как место выпадения штукатурки, на которой находилось начало надписи, восполнено древней вычинкой. Надпись исполнена серо-голубой краской.

Плат
Храм Покрова
Критор
Молящийся пророк
Многострочная надпись в композиции

В поясе росписей, соответствующих композиции "Поклонение жертве", были размещены изображения стоящих в рост святых. На северной стене они представлены фигурой фронтально стоящего старца, держащего в прикрытой одеждами левой руке книгу. Голову святого венчает особого рода шапочка, часто встречающаяся в изображении пророков. Фреска сохранилась не полностью. Часть ее отслоилась вместе со штукатуркой еще в древности и занесена тогда же слоем тщательно произведенной вычинки.

Как и в композиции "Поклонение жертве", нимб у святого окрашен в коричневато-желтый тон. Этим же цветом художник прокрыл и лик святого. Темно-коричневой краской были сделаны опись лица, округлой бороды, усы и волосы на голове, брови и разрез глаз. Разбелённым коричневым даны притенения на лице. Серо-голубой краской выделены пряди седых волос, глаза и обводка нимба. Серо-голубым, по-видимому, были сделаны и едва заметные оживки на лице. Одежды святого окрашены в коричневато-зеленоватые тона с темно-коричневым в складках и серо-голубыми высветвлениями. Плотной сepo-голубой краской на ступне правой ноги святого нанесено несколько букв, являвшихся быть может, подписью художника. То манере исполнения описываемое изображение, несомненно, принадлежит кисти мастера, создавшего северную группу святых отцов в композиции "Поклонение жертве".

Фон у изображения был тот же фиолетовый, позем - желто-коричневый. На южной грани северо-восточного столба, образующей с северной стеной алтарного пространства единую плоскость, разделенную проходом в жертвенник, была помещена фигура архидиакона в традиционном светлом стихаре, единственным украшением которого были темно-коричневая кайма по круглому вороту и обшлагам рукавов, да в цвет и ширину каймы пояс, которым перехвачены одежды. По кайме и поясу одежд художник нанес желто-коричневой охрой орнамент в виде завитков, имитирующих золотое шитье. На поясе завитки имели различную форму и размещены наподобие, отдельно стоящих букв.

В прикрытой тканью левой руке святой держит реликварий, близкий по формам реликварию св. Дмитрия (1059-1067). Нижняя часть фигуры не сохранилась. Она, как и в других фресках, утрачена и заменена в древности слоем вычинки. Фон, на котором изображен архидиакон, - фиолетовый, нимб окрашен коричневато-желтой охрой. Лик первоначально был покрыт тем же коричневато-желтым цветом, затем коричневым были сделаны опись головы, волосы, брови, разрез глаз и обозначен нос. Этой же краской, в сочетании с красновато-желтой, исполнен рисунок реликвария. Разделенной коричневой краской художник обозначил тени в складках одежд, серо-голубым - необходимые высветления. Серо-голубой краской сделана и обводка нимба.

На южной стене алтарного пространства были также размещены изображения двух фигур святых. Одна из них находилась на обращенной к алтарю грани юго-восточного столба и представлена, как и на северо-восточном столбе, архидиаконом в таких же светлых одеждах, украшенных по круглому вороту и обшлагам рукавов коричневой каймой. В левой руке, прикрытой тканью, святой держит аналогичный по форме реликварий. Нижняя часть фрески, как и изображенной на северо-восточном столбе, утрачена в древности и заменена слоем вычинки. Фигура архидиакона изображена на интенсивном темно-фиолетовом фоне. Нимб, лик святого, складки на его одеждах выполнены художником в той же цветовой гамме, что и на фреске южной грани северо-восточного столба. Теми же красками исполнен и рисунок реликвария. В отличие от архидиакона на северном столбе, рассматриваемое изображение не имело на коричневой кайме порота стихаря какой бы то ни было (пшаментацип. И только слева от реликвария по светлому фону одежды снятого помещена строка знаков, напоминающих по начертанию знаки на поясе архидиакона во фреске северо-восточного столба.

Подобный орнамент в виде отдельно изображенных знаков известен в росписях уже упоминавшегося нами монастыря в Рованице (Сербия).

Другая фигура, помещенная на южной стене, между композицией "Поклонение жертве" и проходом из алтаря в диаконник, изображает стоящего фронтально в рост святого, держащего в руках какой-то предмет прямоугольных очертаний. Фреска сохранилась не полностью. Часть лица и плечи утрачены в древности, о чем свидетельствует наличие вычинки в местах выпадения штукатурки с росписями. Судя по дошедшим до нас остаткам росписи, святой изображен в хитоне коричневато-зеленоватого топа, опоясанном широким поясом из ткани такого же цвета. Складки на одежде исполнены теми же топами, только более интенсивными. Высветления складок произведены серо-голубой краской. Лицо, руки и стопы ног окрашены светлыми охрами с добавлением коричневого в тонах, Фон, на котором изображен святой, окрашен в фиолетовый цвет, позем - желто-коричневый. Разграничительные линии, отделявшие изображение от росписей, расположенных над ним и под ним, окрашены красно-коричневой охрой. Этой же красно-коричневой охрой окрашена неширокая обводка арки прохода в диаконник. Как и в центральной апсиде, нижний пояс росписей, дошедший в чрезвычайно плохой сохранности, представлен изображениями платов, украшенных по верху двойными гирляндообразно свисающими дугами линий, исполненных красно-коричневой краской. По нижней кайме платов прослеживаются остатки подобных дуг, усложненных рисунком складок. Среднее поле завес украшали изображения трехлепестковых лилий. Росписи остальной части центрального нефа дошли до нас лишь на обращенных в него плоскостях граней западных подкупольных столбов. На них, как и в алтарной части, живопись сохранилась в остатках трех регистров. В верхнем из них на северо-западном столбе помещалась многофигурная композиция, дошедшая до нас в своей нижней части. На сохранившихся остатках фрески просматриваются ступни ног и нижние части одежд трех фигур. Две из них, судя по сохранившимся остаткам изображений, исполнены художником стоящими лицом на запад, одна - на восток. У двух фигур на ногах легкая обувь, закрепленная перекрещивающимися на икрах подвязками. Обувь окрашена голубой и серой красками с коричневой обводкой. На юго-западном столбе остатки верхнего регистра росписей представлены сохранившимися фрагментами, на которых просматриваются остатки изображений одежд и стопа ноги.

Читать дальше...



ПСКОВ ОФИЦИАЛЬНЫЙ

ПСКОВУ - 1100

ГЕОГРАФИЯ

ПРИРОДА

ИСТОРИЯ

КУЛЬТУРА


ТУРИЗМ

ИНВЕСТИЦИИ

РГО








ПСКОВ / Культура / Довмонтов город