ПСКОВ / Культура / Довмонтов город
ЦЕРКОВЬ НИКОЛЫ С ГРЕБЛИ. ДАТИРОВКА ФРЕСОК  
  ВСЕ ТЕМЫ

Святитель (Поклонение жертве) Время создания живописного убранства в церкви Николы с гребли не нашло отражения в псковском летописании, как не нашли отражения в письменных источниках живописные работы и во многих других псковских церквах. По-видимому, монументальные росписи в это время были само собой разумеющимися работами при создании храмов, не требовавшими обязательного занесения их на страницы летописей. Для выяснения времени создания фресок в церкви Николы в нашем распоряжении остаются летописные сведения о строительстве самой церкви и последующих событиях, связанных с нею, а также материалы археологических исследований храма.

В своем месте мы остановились на 1383 г. как на отправной дате времени строительства храма. Кроме этой даты, к которой можно привязать работы но созданию живописного декора в церкви, в летописях сохранилось еще одно, упоминавшееся нами известие, связанное с устройством в церкви Николы третьего собора. Помещенное в летописях под 1417 г., оно может также оказаться отправным в определении датировки живописи. Быть может, в процессе подготовки храма к учреждению в нем соборной службы он был украшен фресковыми росписями.

После 1417 г. церковь Николы с гребли упоминается на страницах Псковских летописей лишь однажды. В Псковской 1-й летописи, в продолжении Погодинского списка, под 1541 г. сообщается о перенесении уцелевшей от пожара иконы Николы в церковь "святого Николы на гребле".

О том, что церковь эта в последующее время продолжала существовать и даже обстраиваться, мы узнаем по дошедшим до нас документам XVI- XVIII вв. Особый интерес среди них представляет писцовая книга, составленная в 1585-1587 гг. писцами Григорием Ивановичем Мещаниновым-Морозовым и Иваном Васильевичем Дровниным.

В этой единственной пока сохранившейся в подлиннике писцовой книге, содержащей описание Псковской земли, на листе 968 об. имеется запись, в которой упоминается церковь "Кира и Ивана, что в приделе церкви Николы чудотворца в Довмонтове стене ".

Запись позволяет отнести хронологические границы строительства придельной церкви ко времени до 1585- 1587 гг. и предположить возможность ремонтно-строительных работ в основном здании храма Николы, которые могли завершиться созданием в храме живописного декора.

Местоположение упомянутого в писцовой книге придела мы находим на плане 1740 г., фиксирующем расположение церкви Николы вместе с ее пристройками на территории Довмонтова города. На плане Пскова 1821 г. церкви Николы с гребли мы уже не находим,

Псковские летописи сохранили нам известие еще об одном событии, которое коснулось нашей церкви. В 1-й и 3-й летописях рассказывается о сильнейшем пожаре, постигшем город в 1562 г. (по Псковской 1-й летописи, в 1565 г.). "...Таков пожар не был николе же въ Псковъ",- отмечает летописец, В огне бушевавшего пламени выгорел кремль, обгоpeли Троицкий собор ". . . и всъ церкви в Домантовой стенъ и колоколы по колокольницам свалялися".

Лик святого
Лик святого
Лик святого
Лики из многофигурной композиции
Лик святого

Этo известие для нас важно тем, что в интересующем нас храме после пожара мы вправе ожидать каких-то ремонтных, а быть может, и строительных работ, следы которых должны были зафиксированы археологическими раскопками. Не исключено, что именно после этих работ в церкви были произведены полные или частичные живописные поновления.

Итак, все приведенные выше письменные свидетельства о церкви Николы при их рассмотрении, не позволяют с полной уверенностью отдать предпочтение тому или другому из них как наиболее вероятному хронологическому рубежу, к которому следует отнести время создания фресок.

Обратимся теперь к материалам раскопок храма и попробуем проследить по археологическим данным историю строительства памятника, относительную хронологию появления в нем и исчезновения под слоями побелок его живописного убранства. Затем, сопоставляя собранные раскопками данные с имеющимися письменными источниками, попытаемся более точно датировать фрески.

Уже в отчете о раскопках 1959 г., когда экспедиции Эрмитажа удалось полностью проследить планировку древнейшей части храма - его четверика, раскрыть снаружи северную стену церкви на всю ее сохранившуюся высоту, руководитель экспедиции Г. П. Гроздилов записал: "Никаких прослоек обгоревшего дерева под руинами каменного храма во время наших раскопок не прослежено, и поэтому вряд ли можно согласиться с высказанным С. А. Таракановой мнением о существовании здесь вначале более древней, чем каменный храм, деревянной церкви". Цитируемое заключение, сделанное одним из наиболее опытных полевых исследователей, представляется особенно важным для предпринятых разысканий, так как позволяет исходить из того, что первоначальной постройкой на этом месте была каменная церковь. В упомянутом отчете и в отчетах о раскопках 1960-1961 гг., давая описание раскрытых древних частей храма, автор не отметил следов перестроек, сопровождавшихся полной заменой каменных конструкций. Такие перестройки не были замечены и придоследовании церкви в 1962-1963 и 1983 гг., хотя разного рода ремонтно-строительиые работы (пристройка контрфорса, придела, притворов, замена каменных полов), а также текущие ремонты здания были зафиксированы Г. П. Гроздиловым и раскопками 1962-1963 и 1983 гг. Сказанное дает основание утверждать, что дошедшие до нас остатки древнейшей части церкви - ее четверика - должны быть отнесены к первоначальной постройке здания и датироваться временем первых летописных упоминаний о ее строительстве. В этой связи особый интерес представляют материалы раскопок храма, произведенных в 1962-1963 и 1983 гг. В эти три полевых сезона экспедицией были почти полностью раскрыты северный и центральный нефы, часть алтарной апсиды церкви и вскрыты находившиеся здесь плитяные полы.

Как уже упоминалось, раскопками в центральной апсиде были обнаружены остатки фресковых росписей, сохранившиеся на ее стенах. Вскрытие полов в этой части храма, а также в северном и центральном нефах позволило проследить относительную хронологию времени сооружения церкви и создания ее живописного убранства.

Как показали раскопки 1963 и 1983 гг., в храме за время его существования полы настилались четырежды. Не рассматривая специально причин их замены, отметим лишь главное для нас: сменившие друг друга полы (не считая первоначального) прикрывали собою находившиеся на стенах фрески, которые вплотную подходили к самому древнему, или первоначальному, из них. Если при этом учесть, что дошедшие до нас руины являются остатками древнейшего храма, существовавшего на этом месте, то сохранившиеся на его стенах росписи, смыкающиеся с первоначальным полом, должны быть отнесены к изначальной постройке и датироваться временем от ее сооружения до первых работ по замене древнейшего пола.

Здесь уместно напомнить, что первые летописные известия о строительстве церкви имеют, как уже отмечалось, две редакции. Учитывая это, мы считаем возможным идентифицировать сохранившиеся остатки здания и открывшиеся в нем росписи с той старой церковью, по отношению к которой Псковская 3-я летопись рассказывает под 1383 г. о сооружении "Николы Нового".

Читать дальше...



ПСКОВ ОФИЦИАЛЬНЫЙ

ПСКОВУ - 1100

ГЕОГРАФИЯ

ПРИРОДА

ИСТОРИЯ

КУЛЬТУРА


ТУРИЗМ

ИНВЕСТИЦИИ

РГО








ПСКОВ / Культура / Довмонтов город